Производство арктического дизельного топлива
Топливо производится методом прямой перегонки нефти с добавлением компонентов, снижающих вязкость и понижающих температуру застывания. Арктическое дизельное топливо должно не только выдерживать низкие температуры, но и выполнять смазочную функцию, что особенно важно в холодном климате. Оно не должно расслаиваться или выделять воду, что делает его производство более дорогостоящим по сравнению с другими видами дизельного топлива.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Арктическое ДТ по химическому составу близко к керосину, но содержит более тяжелые молекулы. Для его производства используются как первичные, так и вторичные нефтепродукты, проводится гидроочистка и удаляются сернистые соединения. Чтобы топливо могло эффективно работать при низких температурах, в его состав добавляются компоненты, улучшающие вязкость, цетановое число и температуру воспламенения.
Альтернативным методом производства арктического дизтоплива является депарафинизация, которая включает удаление парафинов из летнего топлива. Однако этот процесс требует много энергии и значительно удорожает топливо. Поэтому топливо на основе керосина более распространено и производится как в России, так и в других странах.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Арктическое дизельное топливо обладает следующими характеристиками:
- Цетановое число: Не менее 45. Это важно для уменьшения износа двигателя и стабильной работы. В Европе требования к цетановому числу еще строже — не ниже 48.
- Удельная вязкость: В пределах 1,4-4 мм²/с. Вязкость определяет способность топлива перемещаться через топливную систему и впрыскиваться в камеру сгорания. Слишком высокая вязкость ухудшает сгорание топлива, а слишком низкая увеличивает трение и износ компонентов.
- Плотность: Рекомендуется в диапазоне 830-840 кг/м³, что несколько ниже, чем у летних видов топлива, учитывая сжатие при низких температурах.
- Температура воспламенения: 35-62 °С, в зависимости от конкретной марки топлива.
- Содержание серы: Не должно превышать 0,02% от общего объема, так как высокая концентрация серы приводит к образованию нагара и коррозии.
- Температура застывания: -55 °С. Образование мутной парафиновой взвеси начинается при -25 °С, а предельная температура фильтрации составляет -43 °С.
СТАНДАРТЫ
Ранее действующий ГОСТ 305-82 был заменен на ГОСТ Р 55475-2013, который соответствует европейским стандартам по эксплуатационным и экологическим показателям. Новый стандарт предъявляет следующие требования:
- Цетановое число от 47.
- Цетановый индекс от 43.
- Плотность 800,0-855,0 кг/м³ при температуре -15 °С.
- Содержание серы не выше 10 мг/кг для топлива К5.
- Температура вспышки в закрытом тигле от -30 °С.
- Кинематическая вязкость 1,2-4 мм²/с при -40 °С.
ВИДЫ АРКТИЧЕСКОГО ДТ
Производится три класса арктического дизельного топлива, рассчитанных на эксплуатацию при температурах -44 °С, -48 °С и -52 °С соответственно. При этом показатели вязкости, содержания серы и другие характеристики остаются в пределах стандартных значений. Заводы-изготовители обязаны указывать ГОСТ и выпускать паспорт качества на каждую партию, с детальными характеристиками, включая фракционный состав и дату производства.