Арктическое дизельное топливо

Арктическое дизельное топливо А предназначено для эксплуатации в экстремально низких температурах до -50 °С. Это топливо обеспечивает надежную работу высокоскоростных двигателей наземных транспортных средств. Производится оно из среднедистилляторных фракций нефти и газовых конденсатов, а его параметры строго регламентированы ГОСТ Р 55475-2013.

Производство арктического дизельного топлива
Топливо производится методом прямой перегонки нефти с добавлением компонентов, снижающих вязкость и понижающих температуру застывания. Арктическое дизельное топливо должно не только выдерживать низкие температуры, но и выполнять смазочную функцию, что особенно важно в холодном климате. Оно не должно расслаиваться или выделять воду, что делает его производство более дорогостоящим по сравнению с другими видами дизельного топлива.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Арктическое ДТ по химическому составу близко к керосину, но содержит более тяжелые молекулы. Для его производства используются как первичные, так и вторичные нефтепродукты, проводится гидроочистка и удаляются сернистые соединения. Чтобы топливо могло эффективно работать при низких температурах, в его состав добавляются компоненты, улучшающие вязкость, цетановое число и температуру воспламенения.

Альтернативным методом производства арктического дизтоплива является депарафинизация, которая включает удаление парафинов из летнего топлива. Однако этот процесс требует много энергии и значительно удорожает топливо. Поэтому топливо на основе керосина более распространено и производится как в России, так и в других странах.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Арктическое дизельное топливо обладает следующими характеристиками:

  • Цетановое число: Не менее 45. Это важно для уменьшения износа двигателя и стабильной работы. В Европе требования к цетановому числу еще строже — не ниже 48.
  • Удельная вязкость: В пределах 1,4-4 мм²/с. Вязкость определяет способность топлива перемещаться через топливную систему и впрыскиваться в камеру сгорания. Слишком высокая вязкость ухудшает сгорание топлива, а слишком низкая увеличивает трение и износ компонентов.
  • Плотность: Рекомендуется в диапазоне 830-840 кг/м³, что несколько ниже, чем у летних видов топлива, учитывая сжатие при низких температурах.
  • Температура воспламенения: 35-62 °С, в зависимости от конкретной марки топлива.
  • Содержание серы: Не должно превышать 0,02% от общего объема, так как высокая концентрация серы приводит к образованию нагара и коррозии.
  • Температура застывания: -55 °С. Образование мутной парафиновой взвеси начинается при -25 °С, а предельная температура фильтрации составляет -43 °С.

СТАНДАРТЫ

Ранее действующий ГОСТ 305-82 был заменен на ГОСТ Р 55475-2013, который соответствует европейским стандартам по эксплуатационным и экологическим показателям. Новый стандарт предъявляет следующие требования:

  • Цетановое число от 47.
  • Цетановый индекс от 43.
  • Плотность 800,0-855,0 кг/м³ при температуре -15 °С.
  • Содержание серы не выше 10 мг/кг для топлива К5.
  • Температура вспышки в закрытом тигле от -30 °С.
  • Кинематическая вязкость 1,2-4 мм²/с при -40 °С.

ВИДЫ АРКТИЧЕСКОГО ДТ

Производится три класса арктического дизельного топлива, рассчитанных на эксплуатацию при температурах -44 °С, -48 °С и -52 °С соответственно. При этом показатели вязкости, содержания серы и другие характеристики остаются в пределах стандартных значений. Заводы-изготовители обязаны указывать ГОСТ и выпускать паспорт качества на каждую партию, с детальными характеристиками, включая фракционный состав и дату производства.

Search